Психофизические и эргономические эффекты от прослушивания музыки в ходе занятий фитнесом привлекают все больший интерес научного мира. В первую очередь исследователей интересуют характеристики музыкальных произведений, которые обуславливают положительный эффект при выполнении упражнений.
В этом вопросе все сходятся во мнении, что ключевой параметр и с теоретической, и с практической точки зрения — это темп, измеряемый в ударах в минуту. Его легко варьировать в достаточно широких пределах и именно его изменения вызывают отчетливый отклик реакций организма на музыку. Это неудивительно, поскольку механизм влияния музыки — это периодическая активация нервных структур и стимуляция лимбических и ретикулярных систем головного мозга, управляющих степенью возбуждения.
Подстегивающая функция музыки позволяет предположить, что чем выше физическая активность, тем более быстрый ритм должен предпочитать атлет. Исследователь Костас Карагеоргис в начале обнаружил, что зависимость предпочтений ритма от уровня нагрузки имеет нелинейную форму. Точнее говоря, она кубическая и имеет две точки перегиба. Характеристикой интенсивности нагрузок здесь выступает частота сердечного ритма в процентах от максимально достижимой спортсменом.
На уровнях 40%-60% оптимальный ритм возрастает почти линейно от 126 до 135 ударов в минуту, на 60% находится первая точка перегиба, после которой рост замедляется, достигая на отметке 80% 139 ударов в секунду. Тут расположена вторая точка перегиба, при дальнейшем возрастании нагрузки атлеты предпочитают музыку помедленнее.
Можно спорить о том, что первую упомянутую точку вряд ли можно считать перегибом, поскольку направление тренда в ней не меняется, но гораздо важнее то, что в ходе того пилотного исследования применялась нагрузка на велоэргометре, что ограничивает набор исследованных моторных задач и не дает возможности обобщить выводы. Поэтому в настоящем исследовании использовался иной тип нагрузки — ходьба и бег по беговой дорожке, кроме того, изучалась динамика изменения нескольких психологических параметров атлетов.
22 добровольца (11 мужчин в возрасте 19,6±1,6 лет и 11 женщин в возрасте 20,3±1,6 года) составили аудиторию исследования. Как указывает исследователь, предварительные подсчеты показали, что минимальный размер выборки должен составить 18 человек, так что ещё 4 человека были рекрутированы как страховка от прерывания участия кого-либо в работе. И все же такой скромный размер выборки следует назвать слабостью работы.
Каждый из участников посетил лабораторию по 6 раз. В ходе каждого визита он упражнялся на беговой дорожке с нарастающей интенсивностью, начиная от 40% от максимального сердечного ритма до 90%. При этом он прослушивал четыре разных по темпу музыкальные композиции либо занимался под звуки белого шума. Психологические параметры определялись с помощью набора различных шкал и последующего интервьюирования части аудитории.
Таким образом, все измерения (кроме частоты сердечного ритма) были субъективными, что предполагает известные неточности результатов, но это естественное положение дел в случае изучения психологических аспектов. Очень жаль, что в качестве переменной рассматривался лишь ритм музыки, влияние остальных черт произведений, включая лирическую наполненность и различимость того же ритма, осталось за чертой внимания.
Участникам предлагалось сосредоточить внимание на белом экране, расположенном перед дорожкой. Это позволяло исключить влияние отвлекающих зрительных раздражителей, но одновременно и стерилизовало обстановку, делая ее отличной от тех условий, в которой атлеты обычно пребывают в ходе упражнений.
Музыка действительно помогала атлетам отвлечься от посторонних мыслей и сконцентрироваться на выполнении физических упражнений. Авторы оценили этот вклад примерно в 10% прибавки сосредоточенности при средних и высоких нагрузках. Именно при таких нагрузках сердечная и дыхательная системы стимулируются лучше всего. А вот зависимость предпочтений темпа от уровня нагрузок в случае использования беговой дорожки оказалась несколько иной, с тремя точками перегиба графика, иллюстрирующего найденную функцию.
Но самый главный вывод — диапазон предпочитаемых ритмов оказался неожиданно узким и включал в себя частоты от 123 до 127 ударов в минуту. Лишь при нагрузке в 90% от максимального сердечного ритма вырастая до 131 удара в минуту. Это может стать хорошим указателем самим атлетам и их тренерам, помогая подобрать оптимальное звуковое сопровождение, помогающее усилить эффективность тренировочного процесса.
В этом вопросе все сходятся во мнении, что ключевой параметр и с теоретической, и с практической точки зрения — это темп, измеряемый в ударах в минуту. Его легко варьировать в достаточно широких пределах и именно его изменения вызывают отчетливый отклик реакций организма на музыку. Это неудивительно, поскольку механизм влияния музыки — это периодическая активация нервных структур и стимуляция лимбических и ретикулярных систем головного мозга, управляющих степенью возбуждения.
Подстегивающая функция музыки позволяет предположить, что чем выше физическая активность, тем более быстрый ритм должен предпочитать атлет. Исследователь Костас Карагеоргис в начале обнаружил, что зависимость предпочтений ритма от уровня нагрузки имеет нелинейную форму. Точнее говоря, она кубическая и имеет две точки перегиба. Характеристикой интенсивности нагрузок здесь выступает частота сердечного ритма в процентах от максимально достижимой спортсменом.
На уровнях 40%-60% оптимальный ритм возрастает почти линейно от 126 до 135 ударов в минуту, на 60% находится первая точка перегиба, после которой рост замедляется, достигая на отметке 80% 139 ударов в секунду. Тут расположена вторая точка перегиба, при дальнейшем возрастании нагрузки атлеты предпочитают музыку помедленнее.
Можно спорить о том, что первую упомянутую точку вряд ли можно считать перегибом, поскольку направление тренда в ней не меняется, но гораздо важнее то, что в ходе того пилотного исследования применялась нагрузка на велоэргометре, что ограничивает набор исследованных моторных задач и не дает возможности обобщить выводы. Поэтому в настоящем исследовании использовался иной тип нагрузки — ходьба и бег по беговой дорожке, кроме того, изучалась динамика изменения нескольких психологических параметров атлетов.
22 добровольца (11 мужчин в возрасте 19,6±1,6 лет и 11 женщин в возрасте 20,3±1,6 года) составили аудиторию исследования. Как указывает исследователь, предварительные подсчеты показали, что минимальный размер выборки должен составить 18 человек, так что ещё 4 человека были рекрутированы как страховка от прерывания участия кого-либо в работе. И все же такой скромный размер выборки следует назвать слабостью работы.
Каждый из участников посетил лабораторию по 6 раз. В ходе каждого визита он упражнялся на беговой дорожке с нарастающей интенсивностью, начиная от 40% от максимального сердечного ритма до 90%. При этом он прослушивал четыре разных по темпу музыкальные композиции либо занимался под звуки белого шума. Психологические параметры определялись с помощью набора различных шкал и последующего интервьюирования части аудитории.
Таким образом, все измерения (кроме частоты сердечного ритма) были субъективными, что предполагает известные неточности результатов, но это естественное положение дел в случае изучения психологических аспектов. Очень жаль, что в качестве переменной рассматривался лишь ритм музыки, влияние остальных черт произведений, включая лирическую наполненность и различимость того же ритма, осталось за чертой внимания.
Участникам предлагалось сосредоточить внимание на белом экране, расположенном перед дорожкой. Это позволяло исключить влияние отвлекающих зрительных раздражителей, но одновременно и стерилизовало обстановку, делая ее отличной от тех условий, в которой атлеты обычно пребывают в ходе упражнений.
Музыка действительно помогала атлетам отвлечься от посторонних мыслей и сконцентрироваться на выполнении физических упражнений. Авторы оценили этот вклад примерно в 10% прибавки сосредоточенности при средних и высоких нагрузках. Именно при таких нагрузках сердечная и дыхательная системы стимулируются лучше всего. А вот зависимость предпочтений темпа от уровня нагрузок в случае использования беговой дорожки оказалась несколько иной, с тремя точками перегиба графика, иллюстрирующего найденную функцию.
Но самый главный вывод — диапазон предпочитаемых ритмов оказался неожиданно узким и включал в себя частоты от 123 до 127 ударов в минуту. Лишь при нагрузке в 90% от максимального сердечного ритма вырастая до 131 удара в минуту. Это может стать хорошим указателем самим атлетам и их тренерам, помогая подобрать оптимальное звуковое сопровождение, помогающее усилить эффективность тренировочного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий